Как слепить зуб из пластилина для вступительного испытания

Как слепить зуб из пластилина для вступительного испытания

ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ «ЛЕПКА»

ВВЕДЕНИЕ

Профессия зубного техника предъявляет определенные требования к поступающим для обучения по данной специальности.

Зубной техник должен обладать: эстетическим вкусом, развитым наглядно-образным мышлением, пространственным воображением, должен иметь хороший глазомер, развитую зрительно-моторную координацию, высокую чувствительность пальцев, развитое цветоразличение, усидчивость, склонность к ручному труду.

В связи, с чем и введено дополнительное вступительное испытание для определения наличия у поступающих для обучения в КГБПОУ ББМК по специальности «Стоматология ортопедическая» определенных творческих способностей (согласно ФЗ Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с последующими дополнениями) и приказа Миноборнауки России от 23.01.2014 № 36 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования»).

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Вступительное испытание «Лепка» для поступающих на специальность «Стоматология ортопедическая» проводится для выявления особых творческих способностей, которыми должен обладать зубной техник.

Осуществляется в сроки установленные Правилами приема на соответствующий год.

Абитуриент должен выполнить копию с представленного макета зуба.

ПРОЦЕДУРА ПРОВЕДЕНИЯ

  1. Дополнительное вступительное испытание начинается не ранее начала приема документов и проводится в несколько этапов по мере комплектования групп.
  2. Контрольные задания для проведения вступительных испытаний составляются ежегодно. Количество комплектов контрольных заданий соответствует количеству экзаменационных групп.
  3. Контрольные задания подписываются председателем предметной экзаменационной комиссии и утверждаются председателем приемной комиссии, хранятся как документы строгой отчетности в течение 6-и месяцев.
  4. Перед творческим конкурсом проводится консультация.
  5. Вступительные испытания проводятся в отдельной аудитории, количество поступающих в одной аудитории не должно превышать 30 человек. Для выполнения работы выдаются необходимые принадлежности.
  6. Поступающим предлагается 1 задание — выполнить копию зуба из пластилина.
  7. Продолжительность вступительного испытания 4 часа. Уменьшение продолжительности возможно только по желанию абитуриента.
  8. Вступительное испытание у каждого абитуриента принимается двумя экзаменаторами, назначаемыми из числа членов предметной экзаменационной комиссии.
  9. Абитуриент при выполнении задания должен:
  • 1.Определить и отразить конструктивно-анатомический характер зуба по предложенной модели
  • 2.Передать объемно-пространственное решение модели
  • 3.Передать похожесть общей формы и отдельных деталей модели
  1. После завершения выполнения задания абитуриент представляет его экзаменаторам для проведения оценки.
  2. Оценка за творческое вступительное испытание объявляется сразу после представления задания экзаменаторам. Оценка ставится в экзаменационной ведомости и в экзаменационном листе абитуриента. Удостоверяется подписями двух экзаменаторов.
  3. Общие результаты творческого вступительного испытания объявляются в день его проведения или на следующий день.
  4. Пересдача вступительного испытания с целью улучшения результата не разрешается.

ОСНАЩЕНИЕ ВСТУПИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ

  1. Пластилин скульптурный
  2. Шпатели

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

  1. Вступительное испытание «Лепка» является неконкурсным вступительным испытанием, и оценивается:
  2. или соответствие профилю заявленной медицинской специальности
  3. или несоответствие профилю заявленной медицинской специальности
  4. Критерии оценки:
  • 1.Точность воспроизведения анатомических особенностей зуба
  • 2.Соблюдение пропорциональных соотношений модели

Оценка «зачтено» выставляется: если анатомические особенности зуба воспроизведены точно или с небольшими неточностями с соблюдением пропорций, либо с небольшим нарушением пропорций, работа выполнена аккуратно.

Оценка «не зачтено» выставляется: если работа не отражает анатомические особенности зуба, не соблюдены пропорции, выполнена не аккуратно.

Методологические подходы к моделированию зубов

«За шагом шаг ты сходишь постепенно в мир, не подвластный взгляду твоему!»

Из философии синтоистов

«Идти туда — не зная, куда и делать то — не зная что» — сложная задача! Это касается практически всех сфер нашей жизни, в том числе и стоматологии. Да же если Вы представляете будущую конструкцию восстанавливаемого зуба, Ваши руки не всегда воспроизводят правильно его формы и объемы. Студентов художественно графического факультета учат, что «сто натюрмортов надо написать, чтобы сто первый получился правильно»! К сожалению, полу чая высшее профессиональное образование в вузах, студенты стоматологического факультета в ограниченном объеме приобретают знания о формах зубов. Недостаточное количество часов отводится на воспроизведение зубов из под ручных материалов (глины, пластилина, пластики). А ведь правильность вновь созданных форм — это путь к разгадке гармонии!

Умение правильно восстанавливать форму отсутствующих твердых тканей зубов имеет первостепенное значение в клинической стоматологии. Руки стоматолога — это и есть основной инструмент для моделирования зубов! Раз вить это умение можно с помощью занятий художественным моделированием. Цель занятий — развитие зритель ной памяти, мануальных навыков, творческого мышления и способности восприятия форм в пространстве. Каждый, кто желает познать этапы восстановления, может приступить к первым упражнениям, имея минимум условий — материал и простые инструменты.

Моделирование зубов — творческий процесс, где помимо знаний об анатомии должна присутствовать свобода вы бора материала, из которого можно создавать модели. Перед тем как начать ра боту, необходимо ознакомиться с основными свойствами материалов, выбрать, какой из них больше подходит для Вас.

При вырезании, иссечении формы из твердых материалов — дерева, камня и других — скульптор постепенно, шаг за шагом, срезает материал, освобождая заключенную в нем форму. Такой при ем широко используется и в терапевтической стоматологии, например, этап контурирования поверхности пломбы.

Лепка — выполнение скульптуры из мягких материалов. Для лепки можно выбрать любой материал, обладающий пластичностью. Это может быть пластилин, скульптурная глина, пластика, воск.

Моделирование зубов из пластики

Пластика — материал, из которого можно создать красивую модель зуба (фото 1). Это до вольно плотный, не липкий материал, не требующий особой подготовки к работе, но необходимо обязательно соблюдать условия его хранения — перепады температур, при которых хранится материал, могут оказать негативное воз действие на его свойства. Пластика удобна тем, что работать с ней можно неограниченное время, она не твердеет, что дает возможность более детально и четко проработать микрорельеф будущей модели, внести необходимые коррективы по ходу работы. Затвердевание материала происходит при помещении его в горячую воду или нагреве до 110 120 градусов в печи в течение 5-10 мин. Возможность длительной работы и фиксация результата нагреванием — в этом сходство пластики с композитом. Повторно пластику использовать нельзя. Она хорошо подходит для создания фантомных моделей зубов.

Первым этапом работы с этим материалом будет разогревание его в руках и придание формы шара (фото 2). Затем придание габаритных очертаний модели, определение основных поверхностей модели зуба (фото 3) (M — медиальная контактная поверхность, D — дистальная контактная поверхность, V — вестибулярная поверхность, L — язычная поверхность), нанесение разметки, соответствующей фиссуре первого порядка Ж образной формы. На жевательной поверхности инструментом — шпателем или гладилкой — по нанесенной разметке про водится углубление фиссуры первого порядка, выделяются пять основных бугорков (фото 4): (1) передний язычный бугорок, (2) задний язычный бугорок, (3) передний щечный бугорок, (4) задний щечный бугорок, (5) дистальный бугорок), а также формируется экватор модели зуба 36. Образование фиссур второго порядка происходит за счет моделирования продольно го, медиального, дистального валиков четырех основных бугорков (фото 5 6). Дистальный бугорок имеет менее дифференцированную поверхность (фото 7). Модели, выполненные из пластики, можно хранить длительное время, они будут напоминать о результатах, достигнутых в моделировании.

Моделирование зубов из скульптурной глины

Скульптурная глина издавна применялась в искусстве для воссоздания форм. Этот недорогой материал идеально подходит для лепки зубов. Работать с глиной по своему приятно, она мягкая, не липнет к рукам, твердеет постепенно. Скульптурная глина требует более длительной подготовки к работе, чем пластилин, который чаще всего используется для моделирования зубов. Если глина сухая (фото 11), то для начала ее нужно смешать с водой до консистенции сметаны (фото 12), оставить на некоторое время до высыхания и образования пластичной массы (фото 13). После этого глина становится твердой только через несколько часов, этого времени вполне достаточно, чтобы успешно за вершить работу. Чем меньше объем подручного материала, тем он быстрее твердеет. Когда получена нужная консистенция, глине придают форму шара (фото 14).

Читать еще:  Что можно сделать в домашних условиях если сильно болит зуб

Рассмотрим моделирование первого право го моляра верхней челюсти (зуб 16). Задаются габаритные очертания модели зуба 16 (фото 15, 16), намечается расположение основных поверхностей: медиальной контактной (М), дистальной контактной (D), вестибулярной (V) и небной (P). Определяются вершины основных бугров. На жевательной поверхности наносит ся разметка (фото 17), соответствующая фиссуре первого порядка Н образной формы. За вершение формирования внешних контуров модели и экватора (фото 18) проводится рука ми. До этого этапа все действия выполнялись руками (фото 19).

Для моделирования жевательной поверхности зуба лучше пользоваться инструментами. Шпателем углубляется фиссура первого порядка (фото 20, 21). Моделируя, не нужно рисовать фиссуры, а необходимо разделить основные бугорки так, чтобы между ними появилась фиссура Н образной формы (фото 22). Инструменты для работы выбираются такие, которыми удобнее работать, это может быть шпатель, гладил ка. Необходим инструмент для формирования фиссур, например зонд. Достаточно двух трех инструментов.

После завершения работы модель всегда можно скорректировать, срезав лишнее скальпелем или шпателем. Полученная модель зуба может храниться долго, напоминая о результатах работы.

Моделирование зубов из пластилина

Пластилин — пожалуй, самый распространенный материал, он легкодоступен, не требует особой подготовки к работе. Взяв нужное количество, его достаточно разогреть, размять в руках — и можно приступать к работе. Не имея опыта работы с этим материалом, на первых этапах лучше работать без инструментов, чтобы почувствовать его свойства, а затем создавать формы с помощью инструментов. После разминания пластилин уже готов к лепке, но разогревать его нужно недолго, так как он становится слишком мягким, липким и будет плохо держать форму.

Рассмотрим основные этапы моделирования зуба 36 из пластилина. Придаем пластилину форму шара (фото 29). Наметив основные поверхности и вершины бугорков будущей модели, углубляем фиссуру первого порядка Ж образной формы. В результате на жевательной поверхности образуется пять бугорков (фото 30): (1) передний язычный, (2) задний язычный, (3) передний щечный, (4) задний щечный, (5) дистальный. С помощью инструмента (рис. 31) проводится моделирование дистального валика (В), продольно го валика (А), медиального валика (С), переднего язычного бугорка (1) и моделирование (фото 32) медиального валика (В), продольного ва лика (А), дистального валика (С), заднего язычного бугорка (2).

Клиническое применение навыков моделирования зубов

Полученные в процессе художественного моделирования навыки помогают врачу стоматологу добиться высоких результатов в своей практической деятельности.

Рассмотрим клиническую ситуацию: зуб 36 имеет средний кариес с распространением в дентин (фото 34). В зубе 36 отпрепарирована кариозная полость (фото 35). Внесена первая порция пломбировочного материала по модульным технологиям Л. М. Ломиашвили, 2004 (фото 36, 37). Внесена вторая порция пломбировочного матери

ала. Внешний вид реставрации до этапа шлифов ки, полировки отображает анатомически полно ценную жевательную поверхность (фото 38). Вид реставрации зуба 36 после шлифовки, полировки демонстрирует зеркальный блеск поверхности для биоинтеграции реставрации (фото 39).

Таким образом, постоянное совершенствование мануальных навыков при работе с подручными материалами дает возможность профессионалам приблизиться к естественным очертаниям восстановленных зубов в клинической стоматологии.

Художественное моделирование и реставрация зубов

МОДЕЛИРОВАНИЕ ПЕРВОГО РЕЗЦА ВЕРХНЕЙ ЧЕЛЮСТИ

Учитывая морфологическое строение коронки верхнего центрального резца, а также его размерные характеристики, делаем заготовку предполагаемой модели из пластилина, выдерживая следующие соотношения:

Рис. 626-628 демонстрируют культю верхнего левого центрального резца с различных позиций.

Нсог MDcor VLcor
9,79 мм 8,86 мм 7,85 мм
1,25 1,13 1,00

Со стороны вестибулярной (рис. 626), небной (рис. 627), режущей (рис. 628) поверхностей заготовка коронки напоминает форму трапеции, меньшее основание которой направлено кдесневому краю, большее — к режущему.

Со стороны контактных медиальной (рис. 629) и дистальной (рис. 630) поверхностей заготовка имеет вид клина, верхушка которого обращена к режущему краю, основание к — десневому краю.

Таким образом, изначально задан объем коронки зуба, ограниченный габаритными очертаниями (высота коронки, ширина коронки, толщина коронки), выставленными и смоделированными заранее (рис. 631,632).

Рис. 626—628. А — медиальная сторона; В — дистальная сторона
Рис. 629—630. А — вестибулярная сторона; В — небная сторона

Рис. 631. А — дистальная сторона; В — медиальная сторона

Рис. 632. А — вестибулярная сторона; В — небная сторона

Индивидуальность же форм создается уже на следующих этапах моделирования.

Демонстрируется расположение краевых валиков по вестибулярной поверхности: при конвергирующих валиках форма центрального резца напоминает треугольное очертание (рис. 633), при параллельно располагающихся валиках- прямоугольное очертание (рис. 634), при округло выраженных валиках, когда наиболее выраженная ширина коронки находится в средней ее трети, форма коронки овальная (рис. 635).

Положение и направление краевых валиков не только меняют форму вестибулярной поверхности, но и ограничивают также контактные грани.

Рисунки демонстрируют, как меняется форма коронки центрального резца при различных позициях краевых валиков, хотя габаритные очертания культи остаются неизменными, заданы стандартно.

Следующий этап в моделировании коронки верхнего центрального левого резца заключается в формировании пологого медиального краевого валика (1), который занимает примерно l/З часть коронки зуба, имеет незначительный округлый изгиб в центральной части (рис. 636, 637).

После его оформления в области режущего края определяется незначи-

Рис. 636 Рис. 637. 1 — медиальный валик; 2 — медиальный угол; 3 • дистальный угол

тельное возвышение, которое, объединяясь с контактной медиальной поверхностью, образует острый медиальный угол коронки (2), иногда приближающийся к прямому, что является ведущим признаком определения принадлежности зуба к той или другой стороне.

Далее выстраиваем пологий дистальный краевой валик, который также занимает примерно l/З часть вестибулярной поверхности коронки (рис. 638, 639).

В области режущего края формируется небольшое возвышение, которое при слиянии с контактной дистальной поверхностью образует дистальный угол коронки, имеющий закругленную форму.

Рис. 639. А — медиальная сторона; В — дистальная сторона.

1 — медиальный валик; 2 — дистальный валик; 3 — медиальный угол; 4 — дистальный угол

Приступаем к оформлению средней части вестибулярной поверхности (рис. 640, 641). Заполняем ее слабо выраженным основным продольным валиком (3) с пологими скатами, на режущем крае переходящим в небольшое возвышение. Таким образом, сформи-

Рис. 641. А — медиальная сторона; В — дистальная сторона.

1 — медиальный валик; 2 — дистальный валик; 3 — продольный валик; 4 — медиальное углубление; 5 — дистальное углубление; 6 — экватор

ровано три основных валика: продольный (3), медиальный (1), дистальный (2), которые в клинической анатомии соответствуют эмалево-дентиновым валикам (мамелонам).

На границе средней и пришеечной трети валики объединяются между собой, образуя экватор зуба (6).

После моделирования основных валиков определяются практически параллельно друг другу расположенные медиальное (4) и дистальное (5) углубления, напоминающие формы бороздок, ограничивающиеся средней третьей частью вестибулярной поверхности и образующие на режущем крае соответствующие вырезки (медиальную, дистальную).

После того как основные элементы сформированы, приступаем к окончательному этапу моделирования вестибулярной поверхности.

Объединяем все анатомические зоны между собой, воссоздаем микрорельеф, создаем более тонкую градацию вестибулярной поверхности (рис. 642-647).

А — медиальная сторона; В — дистальная сторона;

1 — продольный валик; 2 — медиальный валик; 3 — дистальный валик; 4 — рвущий бугор; 5 — бугор медиального валика; 6 — бугор дистального валика; 7 — экватор; 8 — медиальный угол; 9 — дистальный угол

Далее демонстрируется вид небной поверхности верхнеголевого центрального резца после оформления его вестибулярной части (рис. 648, 649). Приступаем к оформлению небной поверхности.

Аналогично вестибулярной поверхности формируется серия фотографий, на которых показаны варианты расположения краевых валиков на небной поверхности.

При равномерном наклоне краевых валиков друг к другу форма коронки приобретает треугольные очертания (рис. 650), при относительной параллельности валиков говорят о прямоугольных формах (рис. 651), при овально расположенных валиках форма коронки становится овальной (рис. 652).

Таким образом, у оператора есть возможность применить различные варианты моделирования небной поверхности при одном и том же объеме зуба с уже заданными ранее габаритными очертаниями (культя зуба).

Рис. 642—647. А — медиальная сторона; В — дистальная сторона
Рис. 650—652. А — медиальная сторона; В — дистальная сторона

Изначально выкладываем пологий медиальный валик (1), занимающий l/З часть небной поверхности, который принимает участие в формировании медиальной части коронки, придавая ей форму клина (рис. 653-656).

После заполнения небной поверхности основными морфологическими элементами (продольный валик — (4), медиальный валик — (1), дистальный валик — (2)) в пришеечной и средней третях оформляем слабо выраженные эмалевые выступы (медиальный — (5), дистальный — (6)).

Рис. 653—656. А — медиальная сторона; В — дистальная сторона.

1 — медиальный валик; 2 — дистальный валик; 3 — цервикальный поясок; 4 — продольный валик

Между продольным и краевыми валиками образовались незначительные углубления: медиальное — (7), дистальное — (8) (рис. 657, 658). Рис. 659-661 демонстрируют смоделированную небную поверхность, с уже оформленными формами, выраженным микрорельефом поверхностей.

Рис. 657—658. А — медиальная сторона; В — дистальная сторона.

1 — медиальный валик; 2 — дистальный валик; 3 — цервикальныи поясок; 4 — продольный валик; 5 — медиальный выступ; 6 — дистальный выступ; 7 — медиальное углубление; 8 — дистальное углубление; 9 — медиальный угол; 10 — дистальный угол

Контактная медиальная поверхность оформляется путем объединения медиальных частей вестибулярной и небной поверхностей (рис. 662-665).

а — медиальная сторона;

1 — вестибулярный контур; 2 — небный контур; 3 — зона медиального контакта; 4 — цервикальная треть; 5 — средняя треть; 6 — режущая треть

Просматривается вестибулярный (1) и небный (2) контуры, а сама поверхность напоминает форму треугольника.

Зона максимальной выпуклости коронки центрального резца, что в последующем является местом межзубного контакта, располагается на границе режущей и средней трети (3).

Интересно отметить, что при наблюдении за вестибулярным контуром со стороны любой из контактных поверхностей прослеживаются и определяются закономерности в формировании коронки зуба.

По вертикальной плоскости контур вестибулярной поверхности можно рассмотреть, как бы мысленно подразделяя его на три части: в пришеечной области плоскость создаваемого вестибулярного контура направлена кнаружи (4), в средней трети плоскость имеет уже оральный наклон (5), а в области режущего края оральное направление усиливается (6).

Дистальная контактная поверхность также напоминает форму треугольника, основание которого направлено к десневому краю, вершина к режущему краю (рис. 666-669).

Рис. 666. А — дистальная сторона Рис. 667. А — дистальная сторона Рис. 668.1 — зона дистального контакта Рис. 669. А — зона дистального контакта

Зона максимальной выпуклости коронки находится в области ее средней части (1) и служит местом контакта с соседним боковым резцом.

В заключение демонстрируется серия рисунков сделанных с различных направлений отмоделированного верхнего левого центрального резца, где отчетливо прослеживается дифференциация поверхностей, их многогранность (рис. 670-674).

Занятие №12. Клыки

Частная анатомия постоянного прикуса.

Клыки верхней и нижней челюсти.

Учебная цель: Обучить студентов особенностям анатомического строения клыков верхней и нижней челюсти. Научиться находить отличительные признаки принадлежности зубов к правой и левой сторонам, к верхней или нижней челюсти.

Продолжительность занятия: 2 часа

Место проведения занятия: клиническая база

План практического занятия:

1. Проверка присутствия студентов

2. Инструктаж преподавателя

3. Тестовый контроль исходных знаний

4. Устный контроль исходных знаний

5. Разбор темы практического занятия

Практические руководства, методические пособия

6. Работа с мануальными навыками

Материал для лепки искусственных зубов и инструменты

Слайды, картинки, презентации

7. Контроль усвоения материала

Вопросы для контроля результатов усвоения материала

8. Задание на следующее занятие

Вопросы, изученные ранее и необходимые для проведения занятия:

Отличительные особенности центральных резцов верхней и нижней челюсти

Отличительные особенности боковых резцов верхней и нижней челюсти

Признаки угла коронки, кривизны коронки и корня

Клык верхней челюсти

С вестибулярной поверхности ромбовидной формы, с тремя валиками: продольный, медиальный, дистальный. Хорошо выражены рвущий бугор и дополнительный бугорок, имеются два углубления: медиальное, дистальное.

С оральной поверхности, ромбовидной формы, выделяют три валика: продольный, медиальный, дистальный, с двумя углублениями: медиальным, дистальным. Хорошо выражены: рвущий бугор, дополнительный бугорок, анатомическая шейка. Также имеется небный бугорок и дополнительный валик.

Боковые поверхности треугольной формы, на них имеются: с медиальной поверхности: рвущий бугор, медиальный и небный бугорки.; с дистальной поверхности: рвущий бугор, дистальный бугорок, дополнительный дистальный бугорок, небный бугорок.

Полость коронки заострена в направлении главного бугра, затем постепенно расширяется до уровня углов и достигает максимума в области шейки, после чего суживается и переходит в корневой канал.

Корень слегка сжат с боков. Латеральная поверхность более выпуклая, чем медиальная.

Хорошо выражены признаки принадлежности.

Высота коронки 10- 12 мм

Вестибуло-лингвальный диаметр шейки зуба 7 — 8,5 мм

Медио-дистальный диаметр шейки зуба 5-6 мм

Длина корня 16 — 18 мм

Клык нижней челюсти

С вестибулярной поверхности ромбовидной формы, имеет продольный, медиальный, дистальный валики, хорошо выраженный рвущий бугор и два углубления: медиальное и дистальное.

С оральной поверхности, ромбовидной формы,также выделяют три валика: продольный, медиальный, дистальный, рвущий бугор, два углубления: медиальное, дистальное.

Боковые поверхности треугольной формы, на которых выделяют: продольный валик вестибулярной и небной поверхности, контактную поверхность, медиальный или дистальный валик. Все поверхности имеют хорошо выраженную анатомическую шейку зуба.

Полость менее объемна, чем у верхнего клыка. Раздвоение корневого канала встречается редко.

Корень один, короче, чем у верхнего клыка. На боковых поверхностях глубокие продольные бороздки. На поперечном распиле овальной формы.

Хорошо выражены все три признака.

Высота коронки 9 — 12 мм

Медио-дистальный диаметр шейки зуба 5 — 6 мм

Вестибуло-лингвальный диаметр шейки зуба 7 — 8 мм

Длина корня 12,5 — 16,5 мм.

Вопросы для контроля усвоения материала:

1.Назовите отличительные особенности клыков верхней и нижней челюстей;

2.Какие поверхности выделяют у клыков;

3.Какую форму имеют клыки с боковых поверхностей;

4.какую форму имеет полость зуба.

Этапы моделировки клыка

Фантомный курс терапевтической стоматологии. Атлас. Ю.М. Максимовский, учеб. Пособие. –М. «Медицина», 2005. – 328с.

Пропедевтическая стоматология. М.М.Пожарицкая , Т.Г.Симакова, М., «Медицина», 2004. – 304с.

Ортопедическая стоматология Под ред. В.Н. Трезубова.-7-е изд., перераб. И доп. – Спб.: Фолиант, 2006. – 592 с.

Хирургическая стоматология Робустова

Фантомный курс терапевтической стоматологии. А.И. Николаев, Л.М. Цепов «Медпресс-информ» М.2009., 430с.

Пропедевтическая стоматология. Учебник. Под редакцией профессора Э.А. Базикяна. М. «ГЭОТАР-Медиа», 2010.

«Анатомия зубов человека» И.В.Гайворонский, Т.Б.Петрова;

«Художественное моделирование и реставрация зубов» Л.М.Ломиашвили, Л.Г.Аюпова;

«Пропедевтика стоматологических заболеваний» Л.А.Скорикова, В.А.Волков, Н.П.Баженова, Н.В.Лапина, И.В.Еричев.

Слепки зубов: техника выполнения, материал, назначение и применение

Протезирование считается распространенной стоматологической процедурой. Она предполагает изготовление конструкции, обработку зубов, снятие оттисков, фиксацию протеза. Пациенту нужно будет сходить не только к ортопеду. Еще необходимо посетить специалиста для снятия слепков зубов. О данной процедуре рассказано в статье.

Слепок зубов – отображение зубов, мягких тканей и костных структур полости рта на специальном материале. Оттиском называется материал, застывший после изъятия изо рта. В него входят контуры зубов, отображение слизисто-альвеолярных тяжей и прочих структур: поперечных небных швов на верхней челюсти, уздечки, губ, языка.

Без слепка зубов не получится сделать гипсовые модели и ортопедическую конструкцию. Оттиски выполняют не только врачи-ортопеды, ортодонты тоже осуществляют данную процедуру. При помощи слепков создаются диагностические или рабочие модели для изучения патологической формы прикуса, измерения размеров зубов, челюстей.

Для чего выполняется снятие?

Слепки зубов необходимы для:

  1. Брекетов. Данные системы выполняют коррекцию различных патологий зубов. Лингвальные брекеты обычно выполняют на основе индивидуальных слепков.
  2. Трейнеров. Благодаря мягким эластичным шинам устраняются аномалии. Так как лицевая эстетика смыкания зубов у всех разная, то перед установкой изделий выполняется слепок.
  3. Пластинок. Устранить несовершенный прикус в детстве получится пластинками. Чтобы изделие надевалось одним движением, его изготавливают на основе индивидуального слепка.
  4. Съемных протезов. Когда нет возможности протезирования несъемными элементами, создаются съемные протезы. Они могут быть разными, но их все выполняют на основе стоматологических слепков.
  5. Единичных коронок. Если потерян один или несколько зубов, устанавливают коронки. Для получения качественного слепка применяют 2 метода: полиэфирной массы и открытой ложки.
  6. Мостовидных протезов. Оттиски выполняют с челюсти несколько раз. Первый – для создания каркаса протеза, второй – для тела.
  7. Индивидуальных абатментов. Перед вживлением импланта в десну снимается слепок. По оттиску выбирается вид абатмента.

Еще слепки нужны для вкладок под коронку, ретенционных капп, элайнеров. Выполнение данной процедуры позволяет сделать стоматологические приспособления качественно.

Слепки зубов делятся по разным критериям. Они могут быть:

  • анатомическими и функциональными;
  • полными, частичными;
  • альгинатными, силиконовыми, полиэфирными (по материалу);
  • одноэтапными, двухэтапными;
  • однофазными, двухфазными;
  • компрессионными, декомпрессионными.

С помощью анатомических оттисков происходит отображение состояния зубов, мягких тканей, костных структур во время физиологического покоя. Такие слепки выполняют чаще, но для них есть свои показания.

Функциональные оттиски предполагают проведение проб Гербста, которые помогают сделать оттиск с оформленными краями при втягивании щек, вытягивании губ вперед и широком открытии рта. Это важно, так как учет данных параметров поможет сделать конструкцию, которая не отяготит жизнь пациента. Такие оттиски обычно выполняют для полного съемного протезирования.

Твердые материалы

Для изготовления моделей используются различные материалы. Слепки зубов часто выполняют из твердых материалов. Главным из них считается кристаллический гипс. Он ценится из-за доступности, дешевизны, точного отображения отпечатков зубов и мягких тканей.

Сейчас его редко применяют, поскольку гипс с кристаллизацией и затвердеванием удаляется изо рта по частям, и врачу нужно их сопоставить в цельную модель. Еще гипс не следует применять для снятия оттисков с зубов, отличающихся сильной подвижностью.

Эластичные материалы

Сделать слепок зубов можно из эластичных материалов. Активно используются альгинатные вещества. К преимуществам относят: доступность, хорошее отображение структур полости рта, изменение цвета во время замеса материала, что является свидетельством его готовности для внесения в ложку.

Из недостатков выделяют сильную деформацию слепка. Необходимо быстро отливать гипсовые модели. Альгинаты могут не подойти. Для некоторых коронок и мостов требуется точное отображение придесневой части зубов, чтобы получилась точная модель. Такие оттиски используются при штампованных коронках, вкладках, полных съемных протезах, бюгельном протезировании. Востребованным у стоматологов представителем является материал «Стомальгин».

Силиконовые

Используется 2 типа силиконов: С-силиконы и А-силиконы. Данные наименования получены из-за реакции полиприсоединения или поликонденсации, находящихся в основе затвердевающих масс. Они являются лучшими материалами для получения оттисков, которые обеспечивают точное отображение придесневого участка зуба и уступа.

Перед применением А-силиконов не требуется полное устранение влаги. Недостатком считается стоимость: она высокая.

С-силиконы требуется изолировать от жидкости рта. Такие оттиски применяют для цельнолитых конструкций, к примеру, Puffy Speadex. К данным материалам относят «Дентол» — материал с гваяколой, гвоздичным маслом и оксидом цинка. Он имеет хорошие свойства и приятный вкус.

Полиэфирные

Они дорогостоящие, но позволяют получить точное отображение рельефа мягких тканей полости рта, зубов, костных образований. Это помогает снять слепок зубов с максимальной детализацией.

Термопластичные

Как видно из наименования, состояние данных материалов изменяется от действия температур. Во время нагревания происходит размягчение материала, а во время охлаждения – затвердевание. К преимуществам данного вида относят:

  • простоту в применении;
  • хорошее соединение с оттискной ложкой;
  • возможность многократного использования.

Но есть и минусы:

  • риск появления деформации слепка при выведении массы;
  • не совсем качественное отображение ротовой полости.

В данную группу входят массы Керра 1, 2, 3:

  1. Используются для перебазировки протезов с беззубых челюстей. Еще с этим видом снимаются оттиски для протезирования при полной адентии.
  2. Применяются в изготовлении челюстно-лицевых аппаратов.
  3. Снимаются слепки под полукоронки, вкладки, некоторые шины.

Моделировочные

Включают различные материалы. Основными считаются: воск, стеарин, парафин, их сочетания. Из преимуществ выделяют:

  • удобство;
  • универсальность;
  • точное отображение отпечатков зубов и мягких тканей.

Недостатком считается большой риск деформации из-за размягчения воска под воздействием температуры.

Требования

Чтобы слепок зубов для протезирования был качественным, он должен соответствовать следующим требованиям:

  1. Точное отображение зубных рядов, переходной складки ротовой полости, поперечных небных складок, уздечек, щечно-альвеолярных тяжей.
  2. Исключение пор, деформаций.

Если на слепках после удаления с зубов есть деформации, поры, неточное отображение, требуется переснятие оттиска. Ведь точность снятия влияет на удобство эксплуатации и предотвращает получение травм от изделия.

Подготовительная работа

Почти сразу после выбора изделия врач снимает оттиски. Но до этого под местным обезболиванием им выполняется препарирование твердых тканей зубов. Затем требуется просушка полости рта с помощью ватных тампонов. Может использоваться специальный инструмент – пистолет.

Потом выполняется подбор ложки, ее примерка. Когда определен размер, замешивается материал. При полном отсутствии зубов осуществляется изменение в зубочелюстной системе. Если они долго отсутствуют, происходит убыль костной ткани, возникают костные выросты – экзостозы. Поэтому, прежде чем снять оттиск, требуется проведение хирургической подготовки ротовой полости к протезированию.

Как делают слепок зубов? Когда оценена клиническая ситуация, выбран материал для слепка, обработаны зубы, врачом замешивается оттискной материал и вносится в ложку. Слепок вводят в полость рта. Ложки бывают:

  • металлическими и неметаллическими;
  • верхними, нижними;
  • компрессионными, декомпрессионными.

Размер ложки определяется размерами, формой челюсти, шириной, продолжительностью зубного ряда и высотой коронок. У врачей-ортопедов есть стандартные ложки, благодаря примерке которых можно определить размер.

Но не в каждом случае можно пользоваться стандартными ложками, иногда возникает необходимость создания индивидуальных устройств. Врач может сделать ложку сам. Эта работа выполняется зубным техником. На основе клинической ситуации, вида конструкции врачом выбирается подходящий класс оттисков, их тип. Затем специалист замешивает материал и снимает оттиск. Потом слепок промывают под проточной водой и обрабатывают дезинфицирующим раствором. Затем выполняется замес гипса и отливка модели.

Цена слепка зубов для брекетов может быть разной. Это определяется:

  • индивидуальными особенностями;
  • выбором материала.

Важным нюансом считается точное отображение придесневой части. Это позволит провести качественное протезирование. Нередко врачи предлагают использовать дорогие материалы.

Успех лечения зависит от квалификации специалиста. Грамотный врач определяет потребность применения материалов и подбирает подходящий протез. Правильно сделанные слепки зубов помогут выполнить качественное лечение.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector